Сервис поиска текстовых документов
Предупреждение для правообладателей!
alert
Этот сайт является ПОИСКОВЫМ СЕРВИСОМ и НЕ ХРАНИТ какую либо информацию. А предоставляет лишь ССЫЛКИ на общедоступные рессурсы где физически расположена информация найденая по запросу пользователя.

Лекция 2. Право в системе соц норм. Опр. Права

Дата публикации: 12.09.2014
Тип: Текстовые документы DOC
Размер: 92 Кбайт
Идентификатор документа: 93250968_326944365
Файлы этого типа можно открыть с помощью программы:
Microsoft Word из пакета Microsoft Office
Для скачивания файла Вам необходимо подтвердить, что Вы не робот


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1927 Лекция № 2 Тема: Право в системе социальных норм. Определение и признаки права Составил: заместитель директора по КЮР, учитель права, истории, обществознания и ОБЖ, Катышев С.В. План лекции: Древнейшие нормы, регулирующие общественные отношения. Социальные и несоциальные нормы Соотношение права и морали Понятие, признаки и функции права Назначение права в обществе 1.6. Объективное и субъективное право 1.1. Древнейшие нормы, регулирующие общественные отношения Общеизвестно, что все мы очень разные и нельзя найти даже двух одинаковых людей. Тем не менее модель поведения всех людей достаточно единообразна: учеба в школе, поступление на работу, покупка продуктов в магазине, заключение брака и т.д. Такое поведение является распространенным, массовым, правильным, а следовательно, нормальным. Слово норма происходит от латинского norma, что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т.д. Попытки восстановить историю развития правовых отношений сталкиваются с серьезной трудностью – отсутствием достоверных источников о зарождении и начальных этапах их становления. Истоки зарождения особых норм, регулирующих отношения между людьми, необходимо искать в очень отдаленном прошлом, свидетельствовать о котором могут лишь археологические памятники. Они дают бесценный материал об особенностях жизни древних людей, их занятиях – т.е. достижениях в сфере материальной культуры, а реконструировать духовную культуру, восстановить мир представлений и понятий, проследить их эволюцию с помощью археологии удается крайне редко. Большое значение имеет изучение племен и народов, до сих пор не имеющих государственных образований и письменности. Из языка коренных жителей Полинезии было заимствовано слово табу, которым принято обозначать древнейшие из известных на сегодняшний день правовых норм. Под табу подразумевают запрет на какие-либо действия, обоснованный божественным авторитетом. Табуирование не являлось выражением чьей-то злой или доброй воли. Его основой был жизненный опыт, приобретенный в результате сложной, чрезвычайно упорной борьбы за существование. В дальнейшем, в связи с развитием хозяйственной деятельности человека, происходит ослабление его зависимости от природы, а также усложняются взаимоотношения людей. В новых условиях для их регулирования и упорядочения примитивного запрета оказывается явно недостаточно. В то же время отказ от системы табу не означал, что старые запреты исчезли. Большинство табуированных действий продолжали и продолжают по сей день находиться под запретом (Запрещение на брак между близкими родственниками). Древнейшие нормы оказались включенными в сложную систему новых норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, они нашли свое воплощение в морали, традициях, обычаях, а в более позднее время и в законах. Табу было не единственной нормой, регулирующей жизнь в древнейших человеческих обществах. Регламентировать хозяйственную, бытовую и общественную жизнь человека, опираясь на одни запреты, было невозможно. Параллельно с религиозными запретами существовали и другие нормы, определявшие поведение человека. Они, в отличие от табу, долгое время не были подкреплены каким-либо авторитетом. Это модели поведения, выработанные человеком в ходе борьбы за выживание или общения с себе подобными. Из поколения в поколение люди в одной и той же ситуации совершали схожие поступки, и не потому что это было кем-то предписано, а потому, что только так они могли сохранить жизнь своего рода и свою собственную. В результате складывался определенный стереотип, который со временем становился эталоном поведения. Такие стереотипы поведения принято называть обычаями и традициями. Их формирование определялось совокупностью обстоятельств как объективных (климат, ландшафт, плодородность почв и т.д.), так и субъективных (эпидемии, наличие агрессивных соседей и др.). На протяжении жизни многих поколений эти стереотипы могли оставаться непреложными правилами. Как вы думаете, почему в большинстве народных сказок в роли судьи чаще всего выступают старики? В отличие от традиций и обычаев правила-табу со временем уступили место более сложным нормам, требовавшим от человека не столько слепого повиновения, сколько сознательного исполнения их. Иначе говоря, нарушение правил уже не всегда означало, что человек совершил дурной поступок или преступление. Определяющее значение в оценке действий приобретают общественные представления о справедливости и несправедливости, о добре и зле. Неслучайно в давних времен и по сей день эти представления – моральные нормы – служат одним из основных регулирующих факторов поведения человека в обществе. Мораль - это система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости и совести. Однако если на сегодняшний день моральные нормы являются самодостаточными, то при их возникновении они нередко были подкреплены божественным авторитетом и связаны с религиозными представлениями людей. Одной из древнейших форм выявления виновности был так называемый божественный суд. В ходе его судебного разбирательство сводилось к какому-либо испытанию, никак не связанному с сутью рассматриваемого дела (огнем, водой, раскаленным железом и др.). Считалось, что человек, совершивший несправедливый поступок, будет наказан Богом, поэтому неблагоприятный результат испытания автоматически означал его виновность. Вопрос: 1. Почему взаимоотношения людей друг с другом нуждаются в особых формах регулирования? 1.2. Социальные и несоциальные нормы Все нормы, используемые людьми делятся на две группы: Несоциальные нормы; Социальные нормы. Несоциальные нормы регулируют взаимоотношения человека с природой, техникой и представляют собой специфический язык общения людей с природой, материальными объектами. Обучение в школе на протяжении многих лет сводилось и продолжается сводиться в основном к изучению именно несоциальных норм (иногда они выглядят в виде формул). Назовем лишь некоторые из них: - математические нормы (площадь прямоугольника равно произведению длин двух его сторон); - физические нормы (все тела подчиняются закону всемирного тяготения); - химические нормы (при взаимодействии неорганических кислот с щелочами образуются соль и вода); - физиологические нормы; - биологические нормы; - климатические нормы; - сельскохозяйственные нормы; - технические нормы. Игнорирование указанных норм чревато для человека негативными последствиями со стороны сил природы и техники. Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, указывающие границы должного и возможного поведения. В повседневной жизни люди используют большое количество разнообразных социальных норм. Знания о социальных нормах человек получает в семье, в школе, в общении с другими людьми, из теле- передач, из книг и т.п. К числу социальных норм относятся: 1. Ритуалы (обряды) – (символическая церемония); 2. Мифы – образные истории, былины; 3. Обычаи – это общепринятые правила поведения, сложившиеся исторически на протяжении жизни нескольких поколений; 4. Религиозные нормы – правила поведения, устанавливаемые церковью и регулирующие поведение верующих; 5. Нормы этикета – правила обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращений к ним, манеры, учтивость; 6. Эстетические нормы – определяют гармоничность, соответствие чего-либо нашему чувству прекрасного, красивого, изящного; 7. Политические нормы – формулируются различными политическими партиями, выглядят в виде лозунгов, призывов; 8. Моральные (нравственные) нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро и зло, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. 9. Правовые нормы – это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения, о которых более подробно будет рассказано в следующих лекциях. 1.3. Соотношение права и морали Мораль – это система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости и совести. Право – это система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных государством, определяющих меру возможного или должного поведения и обеспеченных силой государственного принуждения. Признаки сходства и различия морали и права Единство Различия Разновидности социальных норм По способу формирования Регулируют обществ. отношения По форме фиксации Исходят от общества По способу обеспечения Универсальны По сферам действия Цель: упорядочение жизни По происхождению По критериям оценки Противоречия: 1. Их причины кроются в специфике права и морали, так, у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Расхождения вызываются и сложностью, противоречивостью самой жизни, неодинаковым уровнем нравственного и правого сознания людей. Право консервативно, мораль более динамична, изменчива. 2. Право оперирует понятиями прав и обязанностей, законного - незаконного, наказуемого – ненаказуемого. Мораль оперирует категориями добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и подлого. 3. Мораль по сравнению с правом предъявляет к человеку неизмеримо более высокие требования: она способна подвигнуть людей на самопожертвование, проявление героизма. 4. Мораль регулирует гораздо больше отношений, чем право, сфера ее действия шире. К некоторым областям права мораль безразлична. Соотношение права и морали: 1.4. Понятие, признаки и функции права В отличие от других социальных норм, право характеризуется рядом специфических признаков. Рассмотрим их. 1. Право состоит из общеобязательных норм (общеобязательность), т. е нормы права распространяются на территорию всей страны, на все население. Обязательность правовых норм означает их неуклонное исполнение независимо от отношения человека к ним. 2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством (исходит от государства и им охраняется). За каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также ответственность за ее нарушение. 3. Нормы права выражены в официальной форме, т.е. закрепляются в юридических документах (нормы права сформулированы в специальных государственных документах). Значительная их часть формулируется в законах. 4. Юридические нормы отличаются определенностью (формальная определенность), т. е. ясностью и четкостью. 5. Право – это система норм (системность), причем система разветвленная. Одни группы регулируют налоги, другие – применение труда и т.д. 6. Право выражает возведенную в закон государственную волю (государственно-волевой характер). 7. У правовых норм властно-регулятивная природа. 8. Нормы права могут быть неоднократно использованы (многократность применения). 9. Носит нормативный характер, т.е. предписывает определенные нормы, правила поведения. Итак, определение права: Право – это система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных государством, определяющих меру возможного или должного поведения и обеспеченных силой государственного принуждения. Право основано на системе принципов права (исходных, определяющих идей), связанных между собой и дополняющих друг друга. Принципы составляют нравственную и организационную основу права, а потому правовые нормы не должны им противоречить. Основными принципами права являются: Принцип законности, из которого следует, что все, независимо от пола, расы, социального, материального положения, обязаны исполнять закон. Верховенство закона, означающее его верховную власть и силу над мнениями, убеждениями людей. Равенство граждан перед законом и судом, гуманизм, демократизм, единство прав и обязанностей, неотвратимость ответственности, свобода труда, презумпция невиновности, принцип разделения властей, Вне зависимости от того, какие правовые принципы господствуют в том или ином обществе, право выполняет следующие функции ( основные направления правового воздействия на общественные отношения) Функция Содержание Статическая Закрепляет в соответствующих нормах и институтах права то, что составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства Динамическая Обеспечивает процесс достижения намеченных правовых задач Охранительная Предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения, защищает и восстанавливает нарушенные права Регулятивная Регулирует общественные отношения 1.5. Назначение права в обществе Право – это необходимый признак любого государства. Оно существует уже не одно столетие. Такой длительный срок его существования говорит о том, что право в обществе выполняет очень важную роль. В чем же она выражается? Во-первых, право – это явление мировой культуры и в присущей ему нормативной форме закрепляет духовные ценности, накопленные человечеством (народовластие, разделение властей, права и свободы человека и т.д.) Во вторых, право – это мощное средство воспитания людей. Устанавливая запреты, меры предписания или поощрения, формирует положительное поведение людей В-третьих, право – это средство контроля поведения людей: если человек оступился, совершил правонарушение, его можно исправить Главное назначение права – упорядочить общественную жизнь, обеспечить ее стабильность, устойчивость. Оно защищает, охраняет нас от вредных влияний со стороны кого бы то ни было путем установления деяний, за совершение которых применяются жесткие меры наказания. Обеспечение свободы, утверждение справедливости, исключение произвола из жизни общества – вот чего мы ждем от права. Не случайно слово право имеет один корень с такими словами как правда, правовое, справедливость. 1.6. Объективное и субъективное право Выше мы говорили о праве как социальном явлении, или, иначе, об объективном праве, которое в принципе от каждого из нас не зависит. Слово право имеет и второе значение: субъективное право, т.е. как возможность человека сделать что-либо, вытекающая из закона, например потребовать возврата вещи, принадлежащей ему на праве собственности, или поступить в институт, набрав нужное количество баллов на вступительных экзаменах. Между этими двумя значениями существует тесная связь. Субъективные права (а также обязанности) возникают на основе права объективного. Вопросы для контроля: Какое поведение считается нормальным? Что такое норма? На какие группы можно разделить нормы? Что регулируют несоциальные нормы? Какие виды несоциальных норм вы знаете? Приведите примеры. Что такое мораль? Что регулируют социальные нормы? Какие виды социальных норм вы знаете? Приведите примеры. Что общего между моралью и правом? В чем состоит различие и противоречие между моралью и правом? Как соотносятся мораль и право? В чем суть утверждения, что право – это моральный минимум? Какое место в ряду социальных норм занимает право? Что означает общеобязательность норм права? Как вы понимаете выражение право охраняется силой государственного принуждения? Где содержатся нормы права и как с ними можно ознакомиться? Почему правовые нормы представляют собой систему и как вы это понимаете? Дайте определение права. В чем выражается роль права в жизни общества? В чем отличие права объективного от права субъективного? HYPER13PAGE HYPER15 11 Мораль Право Основы государства и права

Не то что нужно?


Вернуться к поиску